Как происходит смена архитектурных эпох? Чем заполняется пустота, возникающая между двумя направлениями в зодчестве? Не анализируя всю историю архитектуры (это длинный разговор и не тема данной статьи), коснемся лишь современности – 20-21-й столетия.
Первое десятилетие после 1-й мировой войны ознаменовалось пришедшей из Японии в Европу тенденцией отказа от вычурности, сложности форм, многообразия цветовой гаммы. Тенденция достаточно быстро сформировалась в архитектурное направление, характеризующееся простотой и чистотой форм, виртуозности сочетаний света и тени. Направление было названо минимализмом. Почему именно так? Потому что отсутствие практически любых элементов декора, лаконичность и сдержанность геометрических форм, присутствующих в произведениях зодчества, созданных в этом стиле, по сравнению с европейскими творениями могут произвести впечатление ничего не выражающих, безликих строений.
Однако это видимость кажущаяся, возникающая при отсутствии сколько-нибудь серьезного анализа. При более глубоком рассмотрении начинает проявляться истинная буддийская сущность и смысл этой архитектурной идеи: идеализация пустоты как совершенной формы. Этим же объясняется и преобладание бело-серых тонов и оттенков.
За недолгую историю своего существования минимализм пережил несколько всплесков. Связаны они были с пресыщением роскошью и потребностью отказа от нее. Один из них наблюдался в 60-е годы столетия минувшего, когда назрел уход от пика послевоенного буржуазного комфорта в быту. Люди «наелись» интерьерами и великолепными особняками. «Ничего лишнего» – вот девиз тогдашнего архитектурного минимализма. Разумеется, минимализм не мог не найти себя и в Советском Союзе, где борьба с буржуазными пережитками продолжалась всегда и во всем. Правда, архитекторов и дизайнеров невозможно было упрекнуть в творческом «минималистическом» поиске, скорее, это было время установления упрощенных стандартов и клише.
И вот первое десятилетие нового тысячелетия вновь делает актуальными тенденции это стиля, но уже на новом витке. Породила эти тенденции пресыщенность «новорусскими» излишествами и бессистемными фантазиями на архитектурные темы. Но теперь минимализм становится продуманным, облагороженным и интеллектуальным. Новые технологии в строительстве и прогрессивный стиль мышления отечественных архитекторов сделали это возможным. Сегодня минимализм — это не просто отказ от декоративных изысков. Это материализация фантазий на тему геометрических форм, цельности и идеальности поверхностей, а также подчеркнутая четкость линий, которую можно осуществить только с доминантой белого цвета.
Банк или офис, расположившиеся в здании в минималистическом стиле, – это демонстрация компетентности и серьезности намерений. Вероятно, это понимают архитекторы и интуитивно чувствуют потенциальные владельцы таких зданий. Поэтому встретить здание в минималистическом стиле в бизнес-районе не редкость. Да и в частном строительстве минималистический стиль достаточно востребован теми, кто не испытывает ностальгии по временам прошедшим, а тонко чувствует современность с ее высокими технологиями и скоростями.