Неоклассицизм: стремление к гармонии и эстетичности

В самом конце 18-го столетия, наряду с прочими архитектурными веяниями и тенденциями, возникло направление, которое впоследствии было названо неоклассицизмом. В основе его развития лежала очередная волна интереса к античности. «Меккой» для всех почитателей и адептов нового стиля была в то время Италия и в частности Рим, где в середине 18-го века велись интенсивные археологические раскопки. Помимо этого, источник вдохновения зодчие-неоклассики черпали в Греции, исследуя постройки, относящиеся к периоду расцвета Древней Греции и воспринимавшиеся как альтернатива древнеримским.

Силь неоклассицизм

Новый взгляд на античность разительно отличался от того, который господствовал в 17-м столетии и нашел свое воплощение в классицизме.

Успех неоклассического архитектурного направления имел достаточно выраженную социальную подоплеку. Реалии того времени не всегда радовали и большой надежды на улучшения не было. В обществе господствовали тревожность, недовольство, противоречивость. Новая архитектура должна была социальной дисгармонии и неустроенности противопоставить некий спектр «вечных» ценностей. Архитектурным образам неоклассицизма характерно абстрагирование от конкретного исторического содержания, а также величавость и даже идеализация форм.

В различных странах неоклассицизм нашел себя в разных проявлениях. Так, во Франции сооружения в данном стиле – это, как правило, общественные здания и сооружения, отличающиеся масштабностью. Характерным примером этого направления являются версальский Малый Трианон и Площадь Согласия, созданные Ж.А.Габриэлем. Английский неоклассицизм – большей частью частное строительство. Возможно, поэтому английские неоклассические образцы значительно легче и изящнее французских «собратьев».

Эта архитектурная тенденция сумела органично вписаться и в архитектурный «арсенал» 20-го века. Потребность в нем не отпала, но теперь она стала противовесом произвола не социального, но стилистического. Действительно, чувство гармонии и равновесия требовало противопоставить что-нибудь эстетической вседозволенности, нигилизму и отсутствию системности и академичности.

Именно в начале прошлого столетия неоклассицизм нашел себя и в России. Популярность его была велика среди архитекторов, желающих утвердить свод канонов, которые могли бы стать архитектурной классикой. К их числу относились И.В.Жолтовский, И.А.Фомин.

Германия и Италия 30-го годов 20-го века тоже сумели заставить неоклассику «работать» на себя, поскольку ее монументальность и сдержанность позволяли подчеркнуть величие и значимость нацистской идеологии. В истории той эпохи остались имена немецкого архитектора П.Л.Троста и итальянца М.Пьячентини.

В дальнейшем неоклассицизм «перекочевал» в США, заняв там место идеологической основы при возведении официальных зданий и крупных сооружений коммерческого характера. К таковым относится, к примеру, здание Линкольн-центра (в Нью-Йорке).

Таким образом, нельзя указать направление строительства, для которого и только для которого приемлема неоклассика. Ее черты просматриваются как в индивидуальном (частном), так и в общественном строительстве. Причем в разных странах и регионах. В числе прочего и российское современное зодчество может похвастать неоклассическими образцами, например, в Московской или Ленинградской областях, Красноярском крае и т. д.